Телефонное мошенничество является одним из самых распространенных видов выманивания денег у простых граждан. У такого рода деятельности есть даже свои подкатегории, различные «сюжеты», наличие искусственного интеллекта и так далее. По статистике, в день осуществляется от 8 до 15 миллионов мошеннических звонков, и это число продолжает расти. Как мошенники выбирают своих жертв, какие психологические приемы применяют, сколько получают и почему телефонное мошенничество все еще процветает — об этом рассказывает наш друг, который тщательно изучил этот «рынок».
Внутренняя кухня мошенников
Часто люди становятся телефонными мошенниками, увидев рекламу в соц. сетях или на улице, услышав что-то о данном виде деятельности от друзей или знакомых или попросту от безысходности. Взять, к примеру, вакансию одной из контор, набирающих прозвонщиков:
На вакансию «сотрудник колл-центра» требуется ответственный работник. Заработная плата от 1000$ в неделю без учета бонусов. Работа в офисе/удаленно. Оплачиваемое обучение.
Сразу бросается в глаза достаточно высокая оплата труда, возможность работы из дома, а также отсутствие требований к каким-либо навыкам и знаниям, ведь «всему научат и все покажут».
Первое отсеивание происходит на стадии собеседования. После озвучивания всей сути работы люди нередко уходят, не желая связываться с нарушением закона. Те, кто остаются, получают подробный инструктаж и начинают работать. В обучение входит выдача SIM-карт либо специального компьютерного ПО, через которое можно совершать звонки на обычные телефоны, выдача доступа к внутренним базам данных, краткий курс грамотного диалога, психологических болевых точек целевой аудитории и необходимый софт для безопасности в сети.
Что такое колл-центр мошенников?
На конец 2024 года стандартный колл-центр — далеко не холодная камера в местах не столь отдаленных, как принято думать. В этом деле завязано очень много людей, каждый из которых выполняет свою роль. Одна команда пишет специальные алгоритмы, по которым звонящий должен вести диалог (скрипты), другая команда отвечает за финансовые и технические вопросы, такие как отправка SMS-кода на номер жертвы, вывод денег с карты и т.д.
Также есть специально обученные люди спортивной комплекции, умеющие доступным языком объяснить новому сотруднику, что выйти из этого дела «досрочно» или обойти систему не получится.
Итак, человек устраивается на должность «сотрудник колл-центра». В его обязанности входит выполнение плана как по общему количеству звонков, так и по «успешным» звонкам в день, неделю и месяц. Невыполнение данного плана ничего хорошего за собой не несет. Оплата такого труда разнится от конторы к конторе, но в большинстве случаев составляет от 10 до 20 процентов от суммы, которую удастся украсть. По нашим данным, начинающий прозвонщик может рассчитывать на сумму от 500 до 1000 долларов в месяц, тогда как опытные мошенники считают нормой 3-5 тысяч долларов.
Целевая аудитория мошенников
Вооружившись необходимыми средствами и знаниями, полученными в ходе краткого инструктажа от более опытных коллег, прозвонщик получает доступ к базам данных. Откуда они берутся? Вариантов несколько:
- Старые базы данных, доступ к которым можно получить бесплатно. На текущий момент используется крайне редко.
- Приватные базы данных. Покупаются за несколько тысяч долларов у людей, работающих в той сфере, где есть прямой доступ к таким базам, либо в даркнете у хакеров, которые взломали какой-то крупный информационный ресурс, содержащий персональные данные людей.
- Сотрудничество. Конторы могут обмениваться между собой внутренними базами данных, иногда даже с пометками к каждому человеку, которому уже удалось позвонить.
- Киберпреступник на зарплате. В штат берут человека, который может различными незаконными методами получить доступ к базам данных крупных компаний и вытащить оттуда необходимую информацию.
Полученная тем или иным путем база данных тщательно фильтруется по нескольким критериям. В основном, мошенников интересуют мужчины в возрасте от 25 до 45 лет.
Здесь же рассмотрим миф о том, что звонят преимущественно пенсионерам. Стратегий для обмана бабушек и дедушек очень много, но акцент делается именно на платежеспособной аудитории. Да, люди в возрасте крайне доверчивы и не особо разбираются во всех тонкостях мобильных приложений банков, однако эти качества часто и спасают людей пенсионного возраста:
- Им тяжело выполнять разные просьбы мошенников.
- Им неохотно выдают кредиты.
- У них часто нет крупных сбережений.
В течение прозвона людей база данных постепенно редактируется. По итогам звонка каждому человеку выставляется свой статус. У каждой конторы статусы разные, но основные практически всегда имеются:
- Холодный — человек неохотно ведется на ту или иную схему развода, ему можно перезвонить позже и попытаться еще раз.
- Горячий — человек готов делать все, что ему скажет мошенник.
- Отработка — человека уже обманули, и звонить ему еще раз можно через достаточно большой промежуток времени.
- Недозвон — если не получилось дозвониться.
- Сброс — человек ответил на звонок и сбросил сразу же после начала проговаривания скрипта.
Кроме прочих есть еще один статус, о котором следует знать — «Умник». Такой статус получают те, кто понимает суть происходящего и начинает угрожать, запугивать прозвонщика, говорить ему всякие гадости, пытается обмануть, развить диалог, открыто издевается и т.д. Почему о нем нужно помнить при диалоге с мошенником? Все очень просто: поскольку у колл-центров имеется ПО для подмены номеров телефонов, с которых совершаются звонки, обиженному прозвонщику ничего не помешает использовать номер телефона жертвы для совершения следующих звонков. Об этом мы рассказывали в статье о том, как могут мстить мошенники.
Итак, почему же именно мужчины и почему именно в таком возрасте? Причина одна: платежеспособность. На таких людей с большей вероятностью можно будет оформить кредит, у них скорее всего есть какие-то сбережения или имущество, которое можно продать, друзья, у которых можно занять, и т.д. Также мужчины если и слышали о мошенниках, то абсолютно уверены, что их уж точно не обманут. Именно эта черта играет с жертвой мошенников злую шутку: прозвонщик использует чрезмерную уверенность и определенными манипуляциями заставляет совершить человека нужное ему действие.
Методы работы и способы защиты
О различных сценариях и ухищрениях, на которые идут мошенники, можно написать не одну статью. Самые популярные — ДТП с участием родственника, проблемы с законом и, конечно, подозрительные операции на банковском счете. На самом деле, все новое — хорошо забытое старое. Данные методы применялись во время зарождения интернета, только использовались другие средства связи.
Сейчас сценарии эволюционируют. В схему добавляются дополнительные участники, представляющиеся сотрудниками полиции, налоговой, Госуслуг и других государственных структур, новые алгоритмы действия, различные психологические уловки (здесь подробности) и так далее. Суть их одна — заставить жертву либо самостоятельно перевести необходимую сумму на предложенный мошенниками счет, либо предоставить доступ к банковскому приложению или Госуслугам. Второй вариант настолько же сложен в исполнении, насколько и опасен — жертве не нужно объяснять, зачем брать кредит, потому что «умелые специалисты» колл-центра сами все сделают, причем очень быстро.
Почему телефонное мошенничество так распространено?
Одного единственно верного ответа на данный вопрос нет. С одной стороны, далеко не все люди пишут заявление в полицию, скрывая то, что их пытались обмануть или даже обманули. Возможно, жертвы мошенников стыдятся произошедшего, не желая афишировать такое неприятное событие, либо не надеятся на положительный исход или возврат средств.
С другой стороны, для решения данных вопросов должен быть привлечен специальный отдел, занимающийся киберпреступлениями (отдел «К»). А поскольку колл-центры заботятся о своей анонимности и защищенности, найти хотя бы примерное расположение таких контор бывает практически невозможно. Конечно, были случаи, когда неаккуратных прозвонщиков, халатно отнесшихся к собственной безопасности, находили и привлекали к ответственности, разоблачая огромную сеть колл-центров, но это скорее исключение.
Пока телефонное мошенничество распространено, жертвой может стать каждый человек, у которого есть телефон. Полностью искоренить это, к сожалению, не представляется возможным. Нужно знать, как противостоять телефонным мошенникам, рассказать о них всем близким и родственникам и, возможно, хотя бы таким образом уменьшить количество обманутых людей.
Телефонное мошенничество — далеко не такой сказочный способ быстро заработать большие и легкие деньги, как об этом пишут в рекламах. Этот вид деятельности попадает под статью 159 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 500 000 рублей, принудительных, обязательных или исправительных работ, а также, что бывает чаще, лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом или без него.
много какая интелектуальная деятельность это машеничество. и официальное тож. ,,стаять баяца и точка,, ,,всем хавать кактусы,, ,,приседать кукукать и радаваться,, так както… хаспада бидло полно…
мошеничество это уже работа… аааббаалллдеть…