Телефонное мошенничество является одним из самых распространенных видов выманивания денег у простых граждан. У такого рода деятельности есть даже свои подкатегории, различные «сюжеты», наличие искусственного интеллекта и так далее. По статистике, в день осуществляется от 8 до 15 миллионов мошеннических звонков, и это число продолжает расти. Как мошенники выбирают своих жертв, какие психологические приемы применяют, сколько получают и почему телефонное мошенничество все еще процветает — об этом рассказывает наш друг, который тщательно изучил этот «рынок».

колл-центр мошенников

Внутренняя кухня мошенников

Часто люди становятся телефонными мошенниками, увидев рекламу в соц. сетях или на улице, услышав что-то о данном виде деятельности от друзей или знакомых или попросту от безысходности. Взять, к примеру, вакансию одной из контор, набирающих прозвонщиков:

На вакансию «сотрудник колл-центра» требуется ответственный работник. Заработная плата от 1000$ в неделю без учета бонусов. Работа в офисе/удаленно. Оплачиваемое обучение.

Сразу бросается в глаза достаточно высокая оплата труда, возможность работы из дома, а также отсутствие требований к каким-либо навыкам и знаниям, ведь «всему научат и все покажут».

Первое отсеивание происходит на стадии собеседования. После озвучивания всей сути работы люди нередко уходят, не желая связываться с нарушением закона. Те, кто остаются, получают подробный инструктаж и начинают работать. В обучение входит выдача SIM-карт либо специального компьютерного ПО, через которое можно совершать звонки на обычные телефоны, выдача доступа к внутренним базам данных, краткий курс грамотного диалога, психологических болевых точек целевой аудитории и необходимый софт для безопасности в сети.

Что такое колл-центр мошенников?

На конец 2024 года стандартный колл-центр — далеко не холодная камера в местах не столь отдаленных, как принято думать. В этом деле завязано очень много людей, каждый из которых выполняет свою роль. Одна команда пишет специальные алгоритмы, по которым звонящий должен вести диалог (скрипты), другая команда отвечает за финансовые и технические вопросы, такие как отправка SMS-кода на номер жертвы, вывод денег с карты и т.д.

Также есть специально обученные люди спортивной комплекции, умеющие доступным языком объяснить новому сотруднику, что выйти из этого дела «досрочно» или обойти систему не получится.

колл-центр мошенников
вот как выглядит недавно «накрытый» колл-центр

Итак, человек устраивается на должность «сотрудник колл-центра». В его обязанности входит выполнение плана как по общему количеству звонков, так и по «успешным» звонкам в день, неделю и месяц. Невыполнение данного плана ничего хорошего за собой не несет. Оплата такого труда разнится от конторы к конторе, но в большинстве случаев составляет от 10 до 20 процентов от суммы, которую удастся украсть. По нашим данным, начинающий прозвонщик может рассчитывать на сумму от 500 до 1000 долларов в месяц, тогда как опытные мошенники считают нормой 3-5 тысяч долларов.

Целевая аудитория мошенников

Вооружившись необходимыми средствами и знаниями, полученными в ходе краткого инструктажа от более опытных коллег, прозвонщик получает доступ к базам данных. Откуда они берутся? Вариантов несколько:

  • Старые базы данных, доступ к которым можно получить бесплатно. На текущий момент используется крайне редко.
  • Приватные базы данных. Покупаются за несколько тысяч долларов у людей, работающих в той сфере, где есть прямой доступ к таким базам, либо в даркнете у хакеров, которые взломали какой-то крупный информационный ресурс, содержащий персональные данные людей.
  • Сотрудничество. Конторы могут обмениваться между собой внутренними базами данных, иногда даже с пометками к каждому человеку, которому уже удалось позвонить.
  • Киберпреступник на зарплате. В штат берут человека, который может различными незаконными методами получить доступ к базам данных крупных компаний и вытащить оттуда необходимую информацию.

Полученная тем или иным путем база данных тщательно фильтруется по нескольким критериям. В основном, мошенников интересуют мужчины в возрасте от 25 до 45 лет.

Здесь же рассмотрим миф о том, что звонят преимущественно пенсионерам. Стратегий для обмана бабушек и дедушек очень много, но акцент делается именно на платежеспособной аудитории. Да, люди в возрасте крайне доверчивы и не особо разбираются во всех тонкостях мобильных приложений банков, однако эти качества часто и спасают людей пенсионного возраста:

  • Им тяжело выполнять разные просьбы мошенников.
  • Им неохотно выдают кредиты.
  • У них часто нет крупных сбережений.

пенсионер и мошенники

В течение прозвона людей база данных постепенно редактируется. По итогам звонка каждому человеку выставляется свой статус. У каждой конторы статусы разные, но основные практически всегда имеются:

  • Холодный — человек неохотно ведется на ту или иную схему развода, ему можно перезвонить позже и попытаться еще раз.
  • Горячий — человек готов делать все, что ему скажет мошенник.
  • Отработка — человека уже обманули, и звонить ему еще раз можно через достаточно большой промежуток времени.
  • Недозвон — если не получилось дозвониться.
  • Сброс — человек ответил на звонок и сбросил сразу же после начала проговаривания скрипта.

Кроме прочих есть еще один статус, о котором следует знать — «Умник». Такой статус получают те, кто понимает суть происходящего и начинает угрожать, запугивать прозвонщика, говорить ему всякие гадости, пытается обмануть, развить диалог, открыто издевается и т.д. Почему о нем нужно помнить при диалоге с мошенником? Все очень просто: поскольку у колл-центров имеется ПО для подмены номеров телефонов, с которых совершаются звонки, обиженному прозвонщику ничего не помешает использовать номер телефона жертвы для совершения следующих звонков. Об этом мы рассказывали в статье о том, как могут мстить мошенники.

Итак, почему же именно мужчины и почему именно в таком возрасте? Причина одна: платежеспособность. На таких людей с большей вероятностью можно будет оформить кредит, у них скорее всего есть какие-то сбережения или имущество, которое можно продать, друзья, у которых можно занять, и т.д. Также мужчины если и слышали о мошенниках, то абсолютно уверены, что их уж точно не обманут. Именно эта черта играет с жертвой мошенников злую шутку: прозвонщик использует чрезмерную уверенность и определенными манипуляциями заставляет совершить человека нужное ему действие.

Методы работы и способы защиты

О различных сценариях и ухищрениях, на которые идут мошенники, можно написать не одну статью. Самые популярные — ДТП с участием родственника, проблемы с законом и, конечно, подозрительные операции на банковском счете. На самом деле, все новое — хорошо забытое старое. Данные методы применялись во время зарождения интернета, только использовались другие средства связи.

Сейчас сценарии эволюционируют. В схему добавляются дополнительные участники, представляющиеся сотрудниками полиции, налоговой, Госуслуг и других государственных структур, новые алгоритмы действия, различные психологические уловки (здесь подробности) и так далее. Суть их одна — заставить жертву либо самостоятельно перевести необходимую сумму на предложенный мошенниками счет, либо предоставить доступ к банковскому приложению или Госуслугам. Второй вариант настолько же сложен в исполнении, насколько и опасен — жертве не нужно объяснять, зачем брать кредит, потому что «умелые специалисты» колл-центра сами все сделают, причем очень быстро.

Звонят мошенники с Госуслуг

Почему телефонное мошенничество так распространено?

Одного единственно верного ответа на данный вопрос нет. С одной стороны, далеко не все люди пишут заявление в полицию, скрывая то, что их пытались обмануть или даже обманули. Возможно, жертвы мошенников стыдятся произошедшего, не желая афишировать такое неприятное событие, либо не надеятся на положительный исход или возврат средств.

С другой стороны, для решения данных вопросов должен быть привлечен специальный отдел, занимающийся киберпреступлениями (отдел «К»). А поскольку колл-центры заботятся о своей анонимности и защищенности, найти хотя бы примерное расположение таких контор бывает практически невозможно. Конечно, были случаи, когда неаккуратных прозвонщиков, халатно отнесшихся к собственной безопасности, находили и привлекали к ответственности, разоблачая огромную сеть колл-центров, но это скорее исключение.

Пока телефонное мошенничество распространено, жертвой может стать каждый человек, у которого есть телефон. Полностью искоренить это, к сожалению, не представляется возможным. Нужно знать, как противостоять телефонным мошенникам, рассказать о них всем близким и родственникам и, возможно, хотя бы таким образом уменьшить количество обманутых людей.

Телефонное мошенничество — далеко не такой сказочный способ быстро заработать большие и легкие деньги, как об этом пишут в рекламах. Этот вид деятельности попадает под статью 159 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 500 000 рублей, принудительных, обязательных или исправительных работ, а также, что бывает чаще, лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом или без него.

Поделиться с друзьями:

2 комментария

  1. много какая интелектуальная деятельность это машеничество. и официальное тож. ,,стаять баяца и точка,, ,,всем хавать кактусы,, ,,приседать кукукать и радаваться,, так както… хаспада бидло полно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *