Мошенники начали совершать звонки обычным пользователям от имени портала Госуслуг. В статье расскажем, какие схемы они чаще всего используют, и как не попасться на обман.
У телефонных мошенников стали популярными новые способы обмана. Теперь они могут представляться сотрудниками информационного портала «Госуслуги» и под разными предлогами выведывать у жертвы ее личные данные. Чтобы не дать себя обмануть, достаточно ознакомиться с распространенными схемами злоумышленников и последствиями, к которым они могут привести.
Как и в случаях с другими мошенническими схемами, преступники делают упор на человеческие эмоции: жертву заставляют принять спонтанное решение, напугать или предложить ей решение насущных проблем, чтобы притупить бдительность. Расскажем, под какими именно предлогами мошенники чаще всего звонят от имени Госуслуг.
Взлом аккаунта
На аккаунте Госуслуг хранится важная информация граждан, утечка которой может привести к серьезным последствиям. Данные паспорта, СНИЛС, ИНН и других документов могут быть использованы злоумышленниками в их корыстных целях. Именно на этом страхе и базируется схема, описанная ниже.
Злоумышленники звонят жертве от имени сотрудника безопасности Госуслуг и заявляют, что аккаунт пользователя был взломан (или на нем замечена подозрительная активность). Когда жертва начинает паниковать, злоумышленники успокаивают ее и обещают временно заблокировать аккаунт, чтобы ограничить к нему доступ «взломщика». Для этого они просят пользователя сообщить им данные для входа в аккаунт или код из SMS-сообщения.
Если жертва передает свой логин и пароль мошенникам, они легко получают доступ к ее аккаунту. Если же просят сообщить код из SMS, схема слегка меняется. Мошенники, зная номер телефона пользователя, пытаются войти в аккаунт с его помощью. Но так как пароль им неизвестен, они запрашивают его смену, а для этого им необходимо подтвердить свою личность с помощью кода из SMS. Именно этот код и сообщает им жертва, предоставляя злоумышленникам полный доступ к своему аккаунту с новым паролем.
Чтобы не попасться на обман мошенников, важно никому не передавать данные для входа в личный кабинет на Госуслугах, а также не сообщать коды из SMS, по какому бы поводу их не просили.
Ложные выплаты
Тяжелые финансовые обстоятельства многих граждан также помогают телефонным мошенникам в их обмане. Злоумышленники совершают звонки гражданам (чаще всего многодетным матерям и пенсионерам) и сообщают, что им положена государственная выплата, например, связанная с пандемией.
Если жертва верит звонившему, тот просит ее назвать данные банковской карты якобы для перевода средств: номер карты, срок действия и CVV/CVC-код. С помощью этих данных мошенники могут совершать покупки на сайтах, где не требуется подтверждение по SMS.
Чтобы обезопасить себя от этой схемы, наличие любых выплат необходимо проверять на официальном сайте портала в личном кабинете или через приложение. Не рекомендуется верить ни звонкам от имени Госуслуг, ни электронным письмам, так как их легко подделать.
Активация QR-кода
В условиях пандемии у граждан появилась необходимость получить QR-код через портал Госуслуг. Однако сделать это получается не у всех — во многих случаях QR-код либо не удается привязать, либо он отображается некорректно. Мошенники также знают об этом проблеме, что и повлекло создание следующей схемы.
Злоумышленники представляются сотрудниками Госуслуг по телефону и предлагают жертве привязать ее QR-код к аккаунту портала. Для этого они не просят ничего, кроме кода из SMS-сообщения. Если жертва его сообщает, то мошенники меняют пароль от аккаунта пользователя, а значит получают доступ к его паспортным данным, чтобы взять быстрый займ или кредит.
Такие данные, как логин, пароль или секретный код из SMS нельзя сообщать никому, даже представителям портала Госуслуги. Если по телефону просят передать подобную информацию, то это верный признак мошенничества, и верить звонившему не стоит.