Мошенники на Авито используют разные методы, чтобы обмануть как покупателей, так и продавцов. Расскажем об основных признаках, которые указывают на явное мошенничество при покупке и продаже товаров на Авито.
Предлагают связаться напрямую через мессенджеры
Чат приложения или веб-версии Авито защищает продавцов и покупателей от нескольких способов мошенничества: в нем злоумышленники не смогут, например, отправить сомнительную ссылку, а саму переписку можно использовать для возврата средств в случае обмана. Если же покупатель или продавец перешли для разговора в сторонний мессенджер, то служба поддержки Авито больше не несет ответственность за сделку, так как она происходит за пределами платформы.
Так как в чате Авито используется своеобразный фильтр по ключевым словам (например, названиям мессенджеров, формату мобильных номеров) мошенники используют обходные пути: намеренно пишут названия с ошибками («ваццап» вместо «WhatsApp»), а номер телефона могут записывать с точками между цифрами или другими способами.
Важно совершать сделку только в пределах фирменного чата Авито. Переход в мессенджеры сигнализирует о том, что мошенники пытаются «увести» жертву подальше от платформы, чтобы та не смогла воспользоваться помощью службы поддержки, а сами злоумышленники избежали фильтра. Вот наша более подробная статья на эту тему.
Отправляют оплату на карту
Любой перевод средств в рамках покупки товаров на Авито должен осуществляться на сайте или в приложении. Если покупатель настаивает на переводе оплаты продавцу на карту, это чаще всего говорит о скрытых мотивах. Обычно мошенник просит банковские данные жертвы, а затем сообщает, что для перевода ему требуется еще и CVC/CVV-код или пароль из SMS-сообщения.
Важно! В сообщении с кодом может быть указана та же сумма, которую мошенник должен перевести продавцу. Этого часто достаточно, чтобы запутать жертву и заставить ее думать, что эти деньги придут на ее карту. Однако в самой SMS указано, что сумма, наоборот, спишется со счета продавца, на что многие не обращают внимание.
Присылают поддельные письма со ссылкой на почту жертвы
Любые другие действия, включая оплату или оформление доставки, также происходят в чате на Авито — туда же будут отправляться системные уведомления о состоянии сделки (например, оповещение о том, что покупатель оплатил товар, принял или не принял его в пункте выдачи). Для этого не нужно переходить по ссылкам или в другие источники.
Мошенники же пользуются тем, что не все продавцы и покупатели об этом знают, а потому применяют следующую схему:
- Во время переписки под разными предлогами выманивают адрес электронной почты у жертвы — на эту невинную просьбу мало кто обращает внимание, поэтому мошенник получает эти данные без особого труда.
- Сообщают, что отправили оплату/оформили доставку, и просят жертву проверить письмо с подтверждением этого от Авито на почте.
- Жертва обнаруживает поддельное письмо, которое выглядит как официальное письмо от Авито, где ей предлагают перейти по ссылке, чтобы подтвердить доставку или получить деньги.
- На самом сайте, который оказывается фишинговым, жертве требуется ввести свои банковские данные.
Если жертва вбивает данные карты или код из SMS от банка, то с ее счета списывается сумма, равная оплате за товар, которая отправляется на счет мошенников.
Предлагают отправить товар другой курьерской службой
Нередко мошенники предлагают воспользоваться не доставкой от Авито, а другой курьерской службой. Аргументировать это могут тем, что сторонняя доставка быстрее или проще. Такое решение дает злоумышленникам возможность подделать и отправить жертве письмо от имени курьерской службы или ссылку якобы на их официальный сайт. Далее схема повторяет прошлую — жертву просят ввести свои банковские данные для получения или отправки оплаты, а затем происходит списание, которое уходит напрямую мошенникам.
Просят продать товар в рассрочку
Мошенники могут давить на жалость и просить продать товар в рассрочку. Часто представляются многодетными матерями или попросту говорят, что не могут заплатить полную цену в данный момент. Злоумышленники могут перевести первый платеж, чтобы завоевать доверие жертвы, однако после отправки товара мошенники исчезают.
Присылают ссылку для получения/отправки оплаты в мессенджерах
Любые сомнительные ссылки уже говорят о возможном мошенничестве на Авито. Зачастую злоумышленники даже не утруждаются отправкой поддельных писем от Авито, а отправляют ссылку прямо в мессенджере. По ней жертве предлагается перейти, чтобы отправить оплату или же получить ее. Обычно адрес ссылки похож на официальный адрес Авито, но с дополнительными словами или заменой символов.
Просят внести предоплату за дорогой товар
При покупке дорогостоящего товара на Авито продавец может предложить покупателю внести предоплату — по его словам, покупателей много, и предоплата нужна, чтобы зарезервировать его. Чаще всего эта схема сопровождается следующими особенностями:
- Дорогой товар продается значительно дешевле, чем у других продавцов на платформе.
- Продавец упоминает, что продать товар ему нужно срочно, из-за чего он якобы и снизил стоимость.
Если жертва переводит деньги, то мошенник перестает отвечать на сообщения, а так как оплата проходила напрямую на карту злоумышленнику, поддержка Авито не несет за это ответственность.
Предоплата при получении работы
Мошенники на Авито могут быть не только покупателями и продавцами, но и работодателями. Многие выкладывают привлекательные вакансии с хорошей зарплатой, но для получения их требуют внести предоплату: платный конкурсный отбор, оформление нужных документов на работника или прохождение медкомиссии. Если жертва отправляет указанную сумму, то остается и без работы, и без предоплаты.
Чтобы быть в курсе последних новостей и новых мошеннических схем, рекомендуем периодически читать наши материалы