15 июля в России состоялся официальный и долгожданный запуск музыкального стримингового сервиса Spotify.
Попытки запустить сервис в РФ предпринимались с 2014 года. За эти 6 лет рынок «музыки по подписке» захватили Яндекс и Mail.ru. Сегодня мы расскажем, чем Spotify собирается привлекать пользователей, и имеет ли смысл переходить на новую площадку.
История и аналитика
Spotify существует с 2006 года и первое время через него распространяли пиратскую музыку (без лицензионных контрактов со звукозаписывающими компаниями). В 2008 году состоялся запуск сервиса в ряде европейских стран, а к 2010 площадка обрела должную популярность и постоянных пользователей. В этот период появляется история о том, как создателю Spotify, Даниэлю Эку, звонил Стив Джобс и дышал в трубку. В 2011 происходит выход на рынок США. Запуск фирменного приложения для мобильных устройств состоялся в 2013. В 2018 компания становится публичной и регистрируется на Нью-Йоркской фондовой бирже.
За все время существования платформа считается убыточной. Создатели получили первую прибыль только в последнем квартале 2018 и первом 2019 годов. Остальные годы сервис содержится за счет акционеров. Несмотря на это, по данным аналитиков Counterpoint Research, в первом квартале 2020 Spotify занимает 1 место в мире по количество платных подписок — 30%. На втором месте находится Apple Music с 25%, а на третьей позиции расположился Amazon c 12%.
В 2018 году аналитическая компания J’Son and Partners Consulting опубликовала лидеров среди российских стриминговых площадок. На первом месте оказался Mail.ru с BOOM и 40% аудитории, на вторую позицию попала «Яндекс.Музыка» с 32% аудитории. Apple Music заняла 3 строчку с 12% аудитории.
Особенности Spotify
Начнем с главного — тарифных планов:
- Бесплатная версия — неограниченный доступ к музыке, есть реклама, можно пропустить 6 песен в 1 час.
- Студенческая — 85 рублей в месяц.
- Базовая на одного/двух пользователей — 169/219 рублей.
- Семейная на 6 пользователей — 269 рублей.
Первые 3 месяца подписка предоставляется бесплатно. За это время предлагают доступ к более чем 50 миллионам треков, включая исполнителей из стран СНГ. Фишкой сервиса выступают рекомендации на основании прослушанных и любимых треков, музыкантов, на которых оформлена подписка. Каждый день пользователь получает 6 плейлистов с миксами песен разных жанров, которые могут понравиться пользователю.
В рекомендациях находятся тематические подборки аудио, собранные специальными алгоритмами, кураторами или другими пользователями. По исполнителю или отдельной песне открывают доступ к радио с похожими аудио. А вот фанатам подкастов пока послушать нечего — эта категория находится в разработке.
Для прослушивания музыки используют приложение для ПК, мобильных устройств или веб-сервис. Все они могут синхронизироваться с одним аккаунтом, и пользователь получит доступ к Spotify Connect. Это функция для переключения источника звука: начните прослушивание музыки на смартфоне, а затем переведите трансляцию на телевизор или консоль, подключенную к веб-сервису.
BOOM
В России самым крупным сервисом для прослушивания музыки считается BOOM (музыка из ВК и Одноклассников). Стоимость месячной подписки на одного человека — 149 рублей. Сервис входит в подписку Combo и Mail.Ru за 199 рублей, которая открывает скидки у партнеров, среди которых сеть «Перекресток», служба доставки Delevery Club, сервис такси Ситимобил и т.д.
Яндекс.Музыка
Сервис от поискового гиганта, который за 169 рублей в месяц предоставляет доступ к подписке «Яндекс.Плюс». По аналогии с Combo, в нее входит онлайн-кинотеатр, скидки на проезд в «Яндекс.Такси», покупка билетов на концерты и прочее.
В Яндекс.Музыка есть подкасты и радио по настроению. Из недостатков — ограниченное по сравнению с конкурентами количество иностранных исполнителей. Ежедневные рекомендации, зачастую, предлагают одни и те же песни на протяжении нескольких дней.
Apple Music
Сервис без бесплатной версии, ориентированный на пользователей техники от Apple. Изначально интегрирован в iPhone и предлагает месячную подписку для:
- Студентов за 75 рублей.
- Одного пользователя за 169 рублей.
- 6 пользователей за 269 рублей.
Является прямым конкурентом Spotify, что нередко становится причиной скандалов.
YouTube Music
Площадка пришла на смену Google Play Music в 2020 году, что обеспечило ей вхождение в экосистему Google. Предлагает использовать платную версию или отключить ограничения на месяц за:
- 95 рублей для студентов.
- 169 рублей для одного пользователя.
- 269 рублей для 6 человек.
Входит в состав подписки YouTube Premium, которая стоит на 30 рублей дороже для всех тарифов. Создает рекомендации на основании прослушанных треков и просмотренных видеоклипов.
Deezer
Французский стриминговый сервис, который, в отличие от конкурентов, предлагает прослушивать музыку в формате FLAC и ALAC, но только для подписчиков Deezer Premium за 255 рублей в месяц. Остальные могут довольствоваться музыкой бесплатно или оформить подписку на одного пользователя/семью за 169/255 рублей.
Итоги
Spotify зашел на российский рынок достаточно поздно, когда основную пользовательскую базу переняли российские сервисы. И пусть рекомендации на площадке работают лучше, им будет крайне сложно «перекрыть» бонусы, предоставленные по единой подписке Combo или «Яндекс.Плюс».