Спамеры и рекламные отделы многих компаний не собирают базы потенциальных клиентов вручную, а предпочитают покупать их. Некоторые организации нацелены только на релевантные номера телефонов (например, клиника скупает номера, слитые из баз данных других клиник), а то время как другие колл-центры скупают любые номера абонентов и обзванивают всех без разбора. По этому признаку иногда можно определить, кто именно слил номер телефона. Например, если после оформления банковской карты начали звонить из других банков, то номер почти гарантированно «слили» из первоначального банка.
Зачем сливают номера телефонов в рекламные базы?
Новые спам-центры и компании, которым нужны потенциальные клиенты, появляются каждый день. Поэтому потребность в телефонных базах для обзвона только растет, а значит повышается и цена, которую рекламщики готовы платить за новые номера. Если несколько лет назад стоимость одного номера составляла менее одного рубля, то сейчас она возросла до 2,5-3,5 рублей за один номер. Плата варьируется в зависимости от компании, которая «поставляет» номера, а также от дополнительной информации о клиенте: его ФИО, возраст, финансовое и семейное положение, место проживания и т.д.
Таким образом, продажа базы номеров абонентов — способ заработка для людей, имеющих доступ к такой информации, либо обладающих навыками взлома баз данных. Особенно часто этим промышляют сотрудники самих компаний, так как список номеров их клиентов постоянно пополняется, а значит они могут регулярно продавать их на черном рынке.
Кто сливает номера телефонов в рекламные базы?
Номер абонента может попасть в руки рекламщиков практически откуда угодно, но некоторые источники более опасны, чем другие. Перечислим тех, кто чаще всего сливает телефонные номера спамерам.
Владельцы и администрация сайтов
При регистрации в интернете на многих ресурсах требуют оставить номер телефона: чтобы подтвердить личность, иметь возможность восстановить пароль или получить доступ к различным действиям. Владельцы некоторых сайтов собирают эти данные еще и для того, чтобы продавать их спамерам, и иметь дополнительный способ заработка. Чаще всего этим промышляют средние по популярности сайты и форумы: у них достаточно большая база, которая может заинтересовать спамеров, но при этом они не слишком «знамениты», чтобы бояться за свою репутацию.
Нередко базы интернет-ресурсов могут взламывать. Это случается с устаревшими сайтами, которые не вкладывают достаточно денег и времени в улучшение своей безопасности.
Службы доставки и компании по перевозке
Часто номера сливают те, у кого есть ежедневный приток новых клиентов. К ним относятся службы доставки, например, еды, а также компании по перевозке и курьерской доставке грузов. В них сотрудники могут неоднократно сливать данные спамерам, а многие даже заключают своеобразные долгосрочные договоры с рекламщиками о продаже номеров клиентов.
Например, в 2022 году слив данных официально подтверждал оператор экспресс-доставки документов и грузов СДЭК, и в этот же период в сети были опубликованы данные пользователей сервиса Яндекс.Еда.
Сотрудники банков и мобильных операторов
Нередко номера сливают сотрудники банковских организаций и провайдеров сотовой связи. В случае этих компаний факт взлома можно исключить из-за изначально высокой степени безопасности, поэтому причиной утечки почти гарантированно являются сотрудники. Данные банков и сотовых операторов почти всегда скупаются организациями той же отрасли, поэтому, например, после регистрации SIM-карты у одного провайдера часто звонят сотрудники другого оператора.
Сервисы для размещения объявлений
На всех платформах по размещению объявлений необходимо указывать номер телефона для связи с продавцами и покупателями. Многие сервисы принимают меры для того, чтобы номер клиента не попал в руки спамеров, например, заменяют номер на временный и активируют переадресацию. В то же время другие платформы не утруждаются защитой своих пользователей, а иногда и сами сливают данные рекламщикам.
Микрофинансовые организации
Наравне с банками продавать номера клиентов могут и МФО. В их случае сливы происходят куда чаще, так как изначально микрофинансовые организации не могут похвастаться большой степенью доверия со стороны заемщиков — продажа номеров для них типичный способ дополнительного заработка, так как база их номеров регулярно пополняется новыми должниками.
Клиники, отели и другие компании
Любые организации, где клиент оставляет номер или заключает договор с его указанием, могут оказаться причиной появления нежелательных звонков от спамеров. Вероятность слива часто зависит от репутации компании — чем она лучше, тем больше усилий владельцы тратят на повышение защиты данных своих клиентов.
Разработчики мобильных приложений
Если при регистрации в мобильном приложении требуется указать номер или программа требует доступ к контактам пользователя, в конечном счете номер может оказаться в руках спамеров. Некоторые простые и малопопулярные приложения буквально существуют ради этой цели — разработчики могут создавать десятки таких программ для сбора данных о своих пользователях.
Хакеры и киберпреступники
Не всегда причиной утечки данных являются сотрудники компаний или ресурсов, которые сами продают базы клиентов рекламным компаниям или колл-центрам. Иногда доступ к этой информации может быть получен путем взлома баз компании в обход их системы безопасности. Чаще всего этому подвержены мелкие организации, чья защита не такая сильная, как у более крупных компаний.
Также часто случаются утечки данный компаний, в которых есть много информации о пользователях. Вот более подробный разбор этой ситуации с наглядными примерами
Особенно в сбере. Оттуда мошенников больше всего звонят.
А банки святые штоли?Там тоже воры работают….