Особенности, преимущества и недостатки виртуальных сотовых операторов в России.
MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — виртуальный оператор мобильной связи, который использует инфраструктуру другого оператора для продажи услуг под собственным брендом. На текущий момент виртуальные операторы в России занимают 3% от всего рынка связи. Для сравнения, в Европе доля MVNO составляет от 10 до 40%.
Виртуальные операторы связи — что это?
Российский рынок мобильной связи поделили 4 крупных компании: Билайн, МТС, Мегафон, Теле2. «Подвинуть» большую четверку и отвоевать часть рынка — задача из разряда невыполнимых. Для этого потребуется большое количество ресурсов — не только денег, но и административных связей.
Мелкие компании вынуждены конкурировать на поле «виртуальном». Они закупают сетевые ресурсы у крупных компаний — представителей «большой четверки» — и используют их инфраструктуру для продажи своих услуг. Статистика за 2017 года говорит о следующем: число абонентов, которые пользуются услугами виртуальных операторов в России, составляет 6 миллионов человек. Сбором данных занималась компания «ТМТ консалтинг».
Некоторые компании используют MVNO для дополнительной монетизации клиентской базы. Хорошим примером являются Ростелеком, Тинькофф Мобайл, ВТБ Мобайл и другие. На первый взгляд может показаться, что операторам мобильной связи не выгодно плодить конкурентов и предоставлять им инфраструктуру для развития. На практике, в такой схеме представителям «большой четверки» не нужно тратить собственные ресурсы на привлечение новых клиентов.
Виртуальные сотовые операторы в России
Отечественные MVNO работают на материнских сетях Tele2, МТС, Билайн и Мегафон. В число операторов, которые работают на базе Теле2, входят:
- Ростелеком. В 2016 году компания заключила договор с Теле2 и начала работать в качестве федерального виртуального мобильного оператора. Основной акцент в продвижении они сделали на тарифные планы, которые действуют в рамках 4Play — пользователи получали дополнительные бонусы в онлайн-играх компании 4Game.
- Эр-Телеком. Дом.Ру работает с Теле2 с 2016 года и выпускает SIM-карты под брендом «Эр-Телеком». Первое время услуги MVNO были доступны только в Кирове и его окрестностях. В конце 2016 года оператор начал работу на территории всей России.
- ТрансТелеКом (также известная как «ТТК»). Компания базируется в Москве и использует мощностиТеле2. Одно из преимуществ ТрансТелеКом — оператор работает в небольших населенных пунктах, которые удалены от магистральной сети компании (на расстоянии не более 25 км).
- СберМобайл. Виртуальный оператор мобильной связи от крупного российского банка «Сбербанк» работает на базе материнской сети Теле2. Главная цель MVNO СберМобайл — создать единую экосистему банка. Абоненты могут сами «собрать» собственный тарифный план — для этого используется специальный конструктор на официальном сайте.
Операторы, которые используют инфраструктуру Билайна (сети Вымпелком):
- Atlas. Оператор работает с конца 2016 года на территории Москвы и области. Для оплаты услуг используются «Атласы» — внутренняя валюта, получить которую можно за покупку партнерских товаров и услуг.
- Мобилинк. Компания работает с 2014 года и располагается на территории Саратовской области. Пользоваться услугами Мобилинка можно по всей России. Компания внедряет в работу оператора блокчейн-технологии, чтобы предоставлять абонентам выгодные условия пользования.
MVNO, которые работают на сетях МТС:
- МГТС. «Московская городская телефонная сеть» предоставляет услуги виртуального оператора с конца 2014 года. МГТС — первая компания на территории России, которая предложила своим клиентам пакет услуг, который включает в себя мобильную и фиксированную связь.
Операторы, которые используют инфраструктуру Мегафона:
- Гарс Телеком. Это виртуальный оператор фиксированной и мобильной связи. Он ориентирован на работу в бизнес-сегменте (B2B). Целевая аудитория MVNO — корпоративные клиенты, операторы связи, рынки индустриальной недвижимости.
- Yota. Наверное, самый известный оператор мобильной связи в России после «большой четверки». Эта первая компания в мире, которая запустила мобильное соединение LTE-Advanced. Одна из особенностей оператора — бесплатное общение между абонентами сети. Владелец всех активов Yota — компания Мегафон.
Нюансы виртуальных сотовых операторов
- Первое, что привлекает абонентов, когда они задумываются об использовании MVNO — привлекательные тарифы. Многие компании предлагают конструкторы тарифных планов — пользователи самостоятельно выбирают условия сотрудничества, количество минут, интернет-трафика и т.д.
- Есть мнение — и множество отзывов в сети, — что со временем «халява» закончится. Все выгодные условия — это обычный маркетинговый ход, главная задача которого — привлечь как можно больше новых клиентов.
- Важно понимать, что в работе виртуальных операторов связи иногда случаются сбои, так как это достаточно «молодая» технология. Если вам нужна крайне стабильная связь, проверенная временем, пока лучше пользоваться классическими решениями.