Крупные маркетплейсы часто используются мошенниками для различных обманных схем. В статье расскажем, как злоумышленники ведут себя на Ozon, а также действуют от имени платформы.

Продажа поддельных товаров и удаление карточек с негативными отзывами

Одна из часто встречающихся мошеннических схем на Ozon — это продажа подделок или товаров плохого качества. Аферисты создают карточку товара по привлекательной цене и выкладывают ее на маркетплейсе. Затем они «накручивают» несколько положительных отзывов о товаре, чтобы его с большей вероятностью захотели приобрести, и ждут покупателей.

Жертвы, получившие некачественный товар от этого продавца, начинают оставлять негативные отзывы. Как только количество жалоб увеличивается, мошенники удаляют карточку товара и создают новую. По этой причине многие из жертв не успевают оставить отзыв, так как старой карточки больше не существуют, а на новую с аналогичным товаром пожаловаться нельзя, так как технически заказ был сделан не по ней. Так у мошенников получается скрыть факт жалоб на товар от других покупателей, создавая каждый раз новые карточки без негативных отзывов.

Единственный выход из этой ситуации для жертв — вернуть деньги за некачественный товар. Однако нередко продавец возвращает только часть его стоимости, из-за чего покупатель теряет и деньги, и время.

Поддельные товары на Ozon

Обман с описанием товара

Мошенники на Ozon могут обмануть покупателя неверным описанием товара. Например, аферисты продают видеокарты и в описании указывают название более дорогостоящей модели. Но когда жертва заказывает ее, то в электронном чеке покупки видит, что ему будет доставлена совсем другая модель, которая на самом деле имеет более низкую стоимость. Если жертва обращается к продавцу, чтобы выяснить подробности, тот моментально меняет описание товара в карточке заказа, чтобы оно совпало с тем, что указано в чеке.

Главная проблема этой уловки в том, что покупателю сложно доказать факт обмана — если у него нет фотографий или скриншотов того, как описание товара выглядело раньше, то поддержка маркетплейса чаще всего не встанет на сторону покупателя. По этой причине рекомендуется фиксировать полное описание дорогостоящих покупок заранее. Это поможет доказать, что изначально был заказан совсем другой товар, а недобросовестный продавец попросту изменил его описание и отправил более дешевую его версию.

Схема с отменой заказа

Аферисты часто пытаются увести жертву с платформы в сторонние мессенджеры, чтобы у той не было возможности попросить помощи у службы поддержки Ozon. Одна из схем, разработанная специально для этой цели, выглядит следующим образом:

  • Мошенники выкладывают карточку товара на Ozon и указывают, что в случае его отмены покупателю нужно связаться с продавцом напрямую — для этого они обходными путями публикуют свой номер телефона (например, пишут цифры номера с пробелами между ними в одной из фотографий карточки товара, чтобы та прошла проверку).
  • После того, как жертва оформляет заказ товара, аферисты сами его отменяют.
  • Жертва пишет продавцу по номеру в мессенджере (например, WhatsApp), где ей сообщают, что товара нет на главном складе, однако заказать его можно с другого.
  • Если жертва соглашается, мошенники либо просто отправляют ей номер своего счета и просьбу перевести туда деньги, либо поступают хитрее — вытягивают адрес электронной почты жертвы, отправляют ей фишинговое письмо якобы от Ozon со ссылкой на оплату, куда жертва и отправляет деньги.

Это схема опасна тем, что жертва не сможет попросить о помощи у службы поддержки Ozon, так как сделка проходила за пределами маркетплейса, а значит не подчиняется его правилам.

Покупка товаров по карте Ozon и звонки от имени «сотрудников»

Мошенники могут представляться сотрудниками Ozon в качестве одного из этапов их схемы. Например, злоумышленники публикуют привлекательный товар, который продается с большой скидкой по фирменной карте Ozon. Когда покупатель оформляет заказ, мошенники звонят ему от лица сотрудников и просят подтвердить покупку с использованием карты. Для этого аферисты просят продиктовать им конфиденциальные данные (например, код из SMS-сообщения), с помощью которых они могут отменить заказ жертвы — деньги при этом возвращены не будут.

Иногда мошенники действуют «заодно» с сотрудником службы поддержки. В этом случае, если жертва заподозрит неладное и захочет проконсультироваться с самим маркетплейсом, его сотрудник подтвердит, что опасаться нечего, хотя на деле это не так. Причина этого может быть как в сговоре, так и в банальной невнимательности сотрудника, который по ошибке подтвердил, что подобную информацию можно доверять посторонним людям.

Отправка фальшивых писем от имени Ozon

Мошенники нередко используют крупные маркетплейсы для отправки фишинговых писем от их имени. Их подделывают так, чтобы они выглядели как официальные письма от Ozon — внутри может быть уведомление о «денежном выигрыше», подарках в честь праздника или предупреждение о попытке взлома аккаунта посторонними. Далее аферисты размещают ссылку на поддельный сайт, где жертва якобы сможет ознакомиться с подробностями или принять меры для того, чтобы обезопасить свою страницу на Ozon.

Отправка фальшивых писем от имени Ozon

Если жертва переходит по ссылке, то либо неосознанно скачивает на свое устройство вирус или вредоносное ПО, либо оказывается на сайте мошенников — здесь аферисты могут обманом заставить ее ввести свои личные данные для входа в профиль Ozon или же данные банковской карты, например, чтобы на него якобы был перечислен денежный приз, который жертва выиграла.

Обман продавцов с блокировкой их товаров

Фишинговые письма могут быть направлены специально на продавцов на Ozon. В них мошенники могут сообщить о подозрительной активности в аккаунте жертвы и сообщить, что той нужно подтвердить свою личность, иначе все товары в ее магазине будут временно заблокированы — все это, чтобы заманить продавца перейти по ссылке. После этого злоумышленникам остается только выудить у жертвы данные для входа в ее аккаунт или же ее банковские данные.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *