Подставные сайты-двойники, ложные рассылки и вымогательство денег с доверчивых пользователей Госуслуг.
Госуслуги — портал государственных услуг, который предоставляет доступ к сведениям о государственных и муниципальных услугах для физических и юридических лиц. Пользователи могут посмотреть налоговую и судебную задолженность, автомобильные и дорожные штрафы, зарегистрировать транспортное средство или пройти регистрацию по месту жительства.
На портале граждане РФ оставляют свои персональные данные: номер паспорта, СНИЛС, ИНН. Об этом знают мошенники, поэтому они используют различные схемы обмана пользователей. Их цель — получить пароль от личного кабинета и похитить личные данные.
Мошенничество на Госуслугах
Рассмотрим, как мошенники обманывают людей через портал Госуслуги:
Сайты-двойники. Злоумышленники создают сайты-двойники портала (с одинаковым интерфейсом и дизайном). Такие подделки трудно отличить от оригинала — за исключением доменного имени. На сайте есть форма входа в личный кабинет — как только пользователь введет логин и пароль, данные попадут к злоумышленникам.
К сожалению, не все пользователи смотрят на домен — особенно если заходят на веб-страницу с мобильного устройства. Из-за внешнего сходства у многих не возникает сомнений, что они зашли на официальный сайт. Вот отличная инфографика от Сбербанка:
Рассылки. Мошенники отправляют SMS-сообщения и электронные письма пользователям с ссылкой на сайт-двойник. В тексте сообщения злоумышленники предупреждают людей, что у них есть задолженность, арест имущества или штраф. Долг нужно срочно погасить — в обратном случае сумма задолженности будет расти.
Для получения подробной информации о долге нужно перейти по ссылке (якобы на сайт Госуслуг), которая указана в SMS или Email. Этот тип обмана называется «фишинг». Цель мошенников — получить доступ к личному кабинету пользователя или номеру СНИЛС, паспортным данным и ИНН.
Выманивание денег напрямую. Мошенники изучают страницы информационного портала Госуслуги в социальных сетях. Пользователи часто задают вопросы в комментариях под публикациями.
Злоумышленники пишут человеку через социальную сеть (ВК, Одноклассники, реже Facebook) и представляются сотрудниками службы поддержки граждан. Для убедительности они говорят, что сейчас на официальном сайте ведутся технические работы, но все вопросы можно решить сейчас — в личной переписке. Для решения проблем пользователя, нужно оплатить услуги. Для этого предоставляются «левые» реквизиты.
Как не стать жертвой мошенников на Госуслугах?
Чтобы не стать очередной жертвой мошенников, которые обманывают людей через портал Госуслуги, соблюдайте следующие правила:
- Не переходите по неизвестным ссылкам из Email-рассылок и SMS-сообщений — тем более, от неизвестных пользователей. Официальные контактные данные информационного портала Госуслуги:
- 0919 — номер телефона
- no-reply@gosuslugi.ru — адрес электронной почты.
- Оплачивайте штрафы и задолженности только на официальном сайте. Никогда не переводите деньги мнимым сотрудникам службы поддержки на банковские счета и карты.
- Обращайте внимание на доменное имя. Адрес официального сайта: gosuslugi.ru. Если в домене есть дополнительные символы (буквы, слова, цифры, символы), сразу закрывайте страницу веб-сайта.