Главные признаки и приемы телефонных мошенников.
В один прекрасный день вы ответили на звонок и услышали: «Добрый день, вас беспокоит служба безопасности банка». Поздравляем — до вас добрались телефонные мошенники. Впрочем, аферисты не всегда прикидываются сотрудниками безопасности банков, их деятельность весьма разнообразна, а приемы детально продуманы.
Как быстро отличить телефонных мошенников, чтобы не потерять деньги и нервы? Рассказываем о самых явных признаках злоумышленников, промышляющих по телефону. Но сначала уделим немного внимания социальной инженерии.
Социальная инженерия
Вместо сложных технологических решений, требующих определенных знаний, телефонные аферисты предпочитают использовать методы социальной инженерии. Это психологическое давление на жертву с целью заставить ее действовать так, как нужно мошеннику.
У старшего поколения жителей России и стран ближнего зарубежья сохранилась довольно наивная вера в то, что представители крупных организаций (банков, властных структур, государственных организаций) априори не могут быть мошенниками. Большую роль играет трепет и страх перед властью. Плюс ко всему пожилые люди более наивны во многих жизненных ситуациях, нежели более молодые. Все это вкупе позволяет мошенникам тонко играть на человеческой психике. Некоторые из них настолько хороши в социальной инженерии, что на их удочку попадались даже сотрудники банков.
Основные признаки, что звонит мошенник
Признаки, указывающие на аферистов, будут зависеть от того, какой способ мошенничества они выбрали:
- Плохая связь. Звонит некто, представляется сотрудником правоохранительных органов и говорит, что ваш близкий родственник попал в беду — совершил преступление. Но сотрудник полиции может пойти навстречу и замять дело за определенное вознаграждение. Иногда звонит и сам «потерпевший», слезно умаляя вас срочно ему помочь. В этом случае плохая связь мешает жертве узнать голос близкого человека.
- Звонок с плохими или тревожными новостями. Сотрудник правоохранительных органов, службы безопасности банка или сотрудник медицинского центра спешит вам уведомить о какой-то плохой новости.
- Спешка. Мошеннику нужно быстро огорошить, оглушить жертву плохой новостью и не дать ей время на раздумье. Стоит только остановиться и спокойно, без спешки и тревоги обдумать сложившуюся ситуацию, сразу видны нестыковки в словах звонившего. Аферист будет много говорить и подгонять жертву, не давая ей время одуматься, чтобы она не сорвалась с крючка.
- Попытка выяснить личные данные. Максимум, что имеет право узнать у вас сотрудник банка — последние цифры карты и, в особых случаях, кодовое слово, которое вы должны были придумать при оформлении карты. Если звонивший пытается выяснить полный номер карты, фамилию, имя и отчество, остаток по картам или любую другую информацию — прерывайте связь.
- Звонки с поздравлениями о некоем выигрыше. Вам звонят и сообщают, что вы стали победителем некоего конкурса или лотереи. Иногда вместо звонка жертве отправляют SMS с сообщением о выигрыше и просьбой перезвонить по указанному номеру для уточнения деталей. В лучшем случае с вас снимут некую сумму за звонок, в худшем — могут развести на все деньги.
Как уберечься от телефонных мошенников?
Помните — вы никому не нужны, кроме близких и друзей. Это неприятно осознавать, но нужно постоянно помнить об этом. Сотрудники службы безопасности банков звонят в единичных случаях, и это скорее исключение из правил. Если по картам клиента зафиксирована подозрительная активность, банк их просто блокирует без предупреждения. Что там дальше будет с ними, финансовую организацию не интересует. Клиент должен будет сам прийти в банк и выяснять, что произошло.
Приведем простой пример. Тихий спокойный вечер, вы находитесь дома и занимаетесь какими-то делами или отдыхаете. Внезапно раздается громкий настойчивый стук в дверь. На вопрос «Кто там?» вам отвечают, что это наряд полиции и ОМОН. У них якобы есть точные данные, что прямо сейчас в вашей квартире орудует шайка грабителей и выносит все ценности. Но вы-то знаете, что в квартире кроме вас никого нет — откроете ли вы дверь незнакомым людям, которые явно лгут вам, настойчиво пытаясь попасть в дом? Так и в случае с телефонными мошенниками, звонящими якобы из службы безопасности банка — если вы знаете, что с вашими картами и счетами все в порядке, почему вы должны верить незнакомым людям, звонящим вам?
По сути, от действий мошенников можно уберечься одним способом — прекратить с ним разговор. Позвонили из банка и говорят, что по картам совершается подозрительная операция, — сразу прерывайте связь. Вы можете для успокоения позвонить в колл-центр своего банка и узнать, все ли в порядке с вашими деньгами.
Звонит якобы попавший в беду родственник или от его имени сотрудник правоохранительных органов — прерывайте связь. Перезвоните или напишите родственнику сами и узнайте, что с ним произошло. В крайнем случае, если он не выходит на связь, а мошенник настойчиво вам звонит, скажите, что приедете лично и попросите дать адрес. Мошенник будет всячески пытаться заставить вас переслать деньги на карту, увиливая от предложения приехать лично.
Если вам позвонили и сообщили, что вы выиграли ценный приз, вспомните, принимали ли вы участие в каком-либо конкурсе. Если нет, прерывайте связь.
Главное — не бойтесь выглядеть грубым, прерывая разговор, если он показался подозрительным. Лучше быть грубым и сохранить деньги, чем из вежливости выслушивать афериста и рисковать попасть на его удочку.
Также рекомендуем прочитать похожую статью о фразах, которые «выдают» мошенников.
Остерегайтесь
МОШЕННИКИ.
12ти значные номера:
8 707 732 872 95
8 707 736 474 57
8 707 733 783 81