Оформление рассрочки быстрыми темпами набирает популярность.
Как показывает статистика, около половины техники приобретается подписанием подобного кредитного договора. Отсутствие достаточных денежных ресурсов и потребность воспользоваться продуктом немедленно делают кредитование популярным способом покупки техники и электроники. Напомним, в стандартном случае заключения беспроцентного кредита отношения регулируются между клиентом и банком.
Некоторые торговые сети, напротив, избегают посредника и выступают самостоятельным субъектом — заемщиком, что и является принципиальной разницей между кредитами и рассрочками. Схематично процесс обрисовывается несколькими этапами: после выбора товара и получения на него счета-фактуры покупатель обращается в кредитный отдел магазина, где и подписывается договор. После этого товар выдается клиенту, а он обязуется ежемесячно вносить платежи на указанные реквизиты. Для одобрения графика беспроцентной оплаты обычно достаточно быть совершеннолетним гражданином и иметь при себе паспорт РФ.
Одна из причин такой щедрости от магазина — спонсирование торговых сетей производителями, со стороны которых выплачивается компенсация в размере скидки, предоставленной покупателю. Здесь присутствует выгода и самого изготовителя — увеличение продаж положительно сказывается на прибыли обеих сторон.
Такой вид расчета может таить подводные камни для покупателя. Товары, пользующиеся спросом и являющиеся объектом рассрочки, нередко имеют цену выше рыночной. Это легко объяснимо — магазин до последнего не хочет терять выгоду и пытается сделать выручку на оказании подобных услуг. Есть и другая хитрость — предприимчивые продавцы-консультанты наверняка предложат оформить расширенную гарантию или пакет услуг собственного сервис-центра, что в большинстве случаев не имеет смысла.
Несоблюдение графика платежей или уклонение от условий карается высокими штрафами, окончательный размер которых вправе установить предприятие. Наконец, охват ассортимента, на который распространяется возможность беспроцентной и частичной оплаты, диктуется также магазином. Вряд ли в этом списке будут популярные модели смартфонов или ноутбуков, спрос на который высок и не требует маркетинговых вложений.
Чтобы избежать неприятных последствий, рекомендуем ознакомиться со всеми условиями, особенно написанные мелким шрифтом. Обращайте внимание на наличие ежедневных комиссий и переплат — в идеале, их быть не должно, иначе нулевая рассрочка превратится в обычный кредит под 15-20 процентов.
Вместе с тем, подобная сделка сопряжена и с достоинствами для покупателя — это экономия времени на одобрение, оптимальные выплаты по частям с действием отсрочки до года и возможность эксплуатации товара с первого дня визита в магазин. Но есть исключения. В целях обезопасить себя со стороны предприятия возможны ограничения по количеству платежей и наличие первоначального взноса — до трети суммы. Терять прибыль не намерен никто, поэтому магазин вправе проверить платежеспособность клиента и только после этого принять решение о выдаче рассрочки.
Кредитные отношения в виде цепи «клиент — магазин» встречается нечасто из-за весомых рисков последнего: при заключении договора с банком заемщик изначально выплачивает всю сумму покупки предприятию, огораживая последнего от вероятности намеренной неуплаты или отсутствия погашения кредита в связи с ухудшившейся финансовой ситуацией. В случае с рассрочкой без участия банка продавец имеет дело напрямую с клиентом, соответственно, берет риски на себя.
Рассрочка — достойная альтернатива среди прочих услуг кредитования. Сопоставляйте другие варианты расчета с покупкой и возможные риски с учетом собственных финансовых сил.