Имеют ли право продавцы в навязывать дополнительные услуги и аксессуары в обязательном порядке?
При покупке смартфона в кредит или рассрочку продавцы навязывают дополнительные услуги (страховка, расширенная гарантия) и аксессуары (чехлы, наушники, защитные стекла). Рассмотрим более подробно, законно ли навязывание дополнительных услуг во время приобретения товара, и как можно отказаться от них.
Смартфоны — это низкомаржинальный продукт, наценка на этот тип товаров минимальная. Если покупатели приобретает гаджет в рассрочку, то падает прибыль продавца — магазина бытовой техники. Чтобы увеличить чистую прибыль и получить бонус к заработной плате, продавцы навязывают дополнительные услуги «в обязательном порядке».
Доверчивый покупатель редко откажется от страховки на смартфон или улучшенных условиях гарантии (3 года вместо 1) — для этого достаточно доплатить небольшую сумму. В случае поломки гаджета сервис магазина починит устройство в приоритетном порядке (так работает дополнительная гарантия). В некоторых магазинах продавцы говорят, что если покупатель откажется от страховки, то он лишится гарантии на смартфон.
По закону Российской Федерации, потребитель имеет право отказаться от заключения дополнительных договоров во время покупки товара. Обязательное навязывание дополнительных услуг и аксессуаров нарушают законодательство РФ — статью 16 закона «О защите прав потребителя». Убытки, которые были причинены потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Если продавец настаивает на покупке дополнительных аксессуаров или страховки, покупатель имеет полное право подать жалобу на магазин электроники в «Роспотребнадзор».
Как отказаться от дополнительных услуг?
Один из самых эффективных способов отказаться от дополнительных услуг навязчивых продавцов — сослаться на статью 16 «О защите прав потребителей». Сотрудники магазина хорошо знакомы с этим законом и редко продолжают настойчиво «впаривать» аксессуары или страховку к смартфону.
Если продавец говорит, что без страховки на смартфон не будет действовать гарантия, можно сообщить о статье законодательства РФ 18 «О защите прав потребителей». У покупателя есть полное право заменить или отремонтировать нерабочий гаджет.
При покупке гаджета в кредит или рассрочку нужно обязательно сообщить продавцу, что вы не хотите покупать дополнительные услуги аксессуары. Иногда сотрудники магазина «забывают» о желании потребителя и включают страховку, улучшенную гарантию или аксессуары в договор. Дело в том, что после подписания договора на покупку смартфона отказаться от навязанных дополнительных услуг гораздо сложнее. Помните, что продавцы-консультанты часто заинтересованы в том, чтобы увеличить итоговый чек.
Понятно что продавцы делают такие махинации, но их и начальство вынуждает, если не согласится с их предложениями, они при отправке запроса вобьют паспорт некорректно, или напишут что пьяный человек, или совсем запрос в банк не отправять лишь сделают вид, а вам скажут что отказали, и останется или воевать с ними или согласится с обманом